Особенности лунного пейзажа — резкие контрасты и отсутствие полутени. Либо яркий свет, либо кромешная тьма. С нашей стороны Луны только что доставили широкополосный излучатель с необычной цветовой гаммой: светло-серый и чёрный, как цвета темной и светлой стороны, подчёркивают необычный характер новинки.
СВЕТ И ТЬМА
Да, в вакууме нет полутеней — нет рассеяния света. Но это лишь обостряет чувства. В конструкции этого динамика встретились противоположности, которые в соответствии с законами диалектики дополняют друг друга — и, заметьте, бороться и не думают. Легкий и жёсткий диффузор из алюминия дополнен текстильным пылезащитным колпачком — довольно крупным. Мягкий колпачок отвечает за самый высокочастотный участок диапазона, а жёсткий диффузор играет роль рупора.
Подвес резиновый. Заявлен линейный ход диффузора ±1,2 мм, типичный для акустики такого калибра. Сетка несъёмная
Ажурная корзина с шестью спицами — литьё из алюминиевого сплава с покрытием порошковой краской — на вид напоминает пескоструйную обработку, но не собирает грязь с пальцев. Не звенит. С тыльной стороны фланца наклеен уплотнитель. Вентилируемая магнитная система выполнена на основе кольцевого неодимового магнита диаметром ~40 мм и снабжёна кольцом Фарадея, подавляющим вихревые токи — это снижает уровень третьей гармоники и уменьшает рост импеданса с частотой. Диаметр звуковой катушки не совсем типичный для этого калибра — 20,4 мм, она намотана медным проводом
Монтажная глубина скромная. Терминалы с креплением под «лопаточки» расположены на противоположных сторонах головки, подводящие проводники свободные
ИЗМЕРЕНИЯ
Z-характеристика гладкая на загляденье — паразитных резонансов нет. Импеданс стабилизирован кольцом Фарадея
Поскольку сетка несъёмная, для измерения эквивалентного объёма вместо добавочной массы пришлось воспользоваться добавочным объёмом. Остальным параметры измерены стандартным образом.
Параметры Тиля-Смолла | ||
---|---|---|
SFR-5 | Заявка | Факт |
FS, Гц | 160 | 141 |
VAS, л | 0,35 | 0,24 |
RE, Ом | 3,5 | 3,6 |
QMS | 3,2 | 5,29 |
QES | 0,79 | 0,46 |
QTS | 0,63 | 0,43 |
B•l, Тл•м | 2,23 | 3,63 |
dBSPL, дБ | 84,5 | 83,6 |
MMS, г | 1,2 | 1,91 |
Большинство отклонений — в пределах технологического допуска и погрешности измерений. Подвижная система оказалась немного тяжелее, поэтому резонанс снизился — и это даже к лучшему. Магнит «положили с запасом», электрическая добротность (а за ней и полная) ожидаемо снизились. Впрочем, для головок, не работающих в области механического резонанса, добротность существенной роли не играет.
Заявленный рабочий диапазон частот — от 200 Гц до 20 кГц, сейчас проверим и сравним.
На осевой АЧХ есть заметный подброс в области 16 кГц — но он же нивелирует спад отдачи на боковых углах вплоть до 30 градусов, так что требования к ориентации весьма либеральные. Это как раз работа пары «алюминий-текстиль». При отклонении от оси более 30 градусов заметный спад АЧХ начинается с 6 кГц — и это вполне типично для диффузорных головок такого калибра
Реальная нижняя воспроизводимая частота определяется уровнем искажений.
Сразу можно заметить, что 200 Гц — это слишком низко для линейного хода 1,2 мм. Если важен результат, то нижнюю рабочую частоту надо ограничить 500 Гц
РЕКОМЕНДАЦИИ И ОПЫТ
Низкочастотный диапазон ограничен линейным ходом диффузора всего 1,2 мм, поэтому заявка на 200 Гц выглядит излишне оптимистичной — это подтверждают и замеры нелинейных искажений (см. график). При номинальной подводимой мощности 10 Вт нижнюю границу стоит поднять до 700-800 Гц.
При работе в качестве среднечастотной головки верхнюю границу диапазона можно выбрать 6-7 кГц, выше начинается спад АЧХ. Можно использовать головку и как сверхширокополосную, но с коррекцией АЧХ по месту установки в зависимости от её расположения.
Звучание натуральное, хорошо сбалансировано. Направленность излучения в пределах 30 градусов выражена слабо, но при осевой ориентации звучание немного акцентировано, все детали и «пеночки» записи (движение пальцев по струне и т.д.) слышны очень хорошо. Хотя есть любители и такого звучания.
Поскольку динамики отличаются низкой полной добротностью и частотой резонанса, им требуется акустическое оформление совсем небольшого объёма. Лучшим вариантом будет ЗЯ полным объёмом 0,1-0,2 л, при частоте среза ФВЧ выше 500 Гц Гц его объём на результат не повлияет.
МЁД & ДЁГОТЬ
Широкополосники с нашей стороны Луны отличаются детальной проработкой инструментов и вокала — звучание особенно рекомендуется поклонникам «натуральных» жанров. Существенных замечаний нет, отличный «среднечастотник без фокусов» для трёхполосных систем. В качестве сверширокополосного излучателя без процессора он потребует некоторых усилий при подборе ориентации и в настройке.
Цена вопроса: 10 900 руб.
A PROPOS
Широкополосная акустика BLAM LFR 80
Мидтвитер Ground Zero GZNF 50SQ