Новинки Light Audio — процессорный усилитель LA-ADSP6.8 и моноблок LA-500.1. Теперь в линейке компонентов есть всё необходимое для создания полноценной аудиосистемы высокого класса.
КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ
Человек с Земли принял решение. Оно вызревало долго и мучительно, но час пробил.
Минуло несколько недель с тех пор, как он покинул надёжную палубу своего корабля, укутанного холодной чернотой космоса. Собирался по-быстрому отослать краткий рапорт в местное отделение Межзвёздного Пространственно-аналитического Бюро и так же быстро вернуться в космос.
(А. Азимов)
Эту пару усилителей с нашей стороны Луны недавно занесли в наше аналитическое бюро космические течения, но даже «по-быстрому» краткий рапорт получился совсем не кратким…
ПРОЦЕССОРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ LA-ADSP6.8
Восьмиканальный звуковой процессор и шестиканальный усилитель в одном флаконе. Шесть из восьми каналов процессора работают каждый со своим каналом усиления, два оставшихся подают сигнал на линейные выходы, их назначение определяется выбранной конфигурацией. Гибкая и наглядная маршрутизация каналов позволяет выбрать наиболее подходящую конфигурацию — каналы можно свободно назначать в любом порядке, исходя из удобства монтажа акустических кабелей, каналы в парах можно объединять в мост.
Процессор — 32/40-разрядный с тактовой частотой 450 МГц, отдельные ЦАП и АЦП — 24-битные AKM с частотой дискретизации 192 кГц. Эти компоненты обеспечивают высочайшее качество обработки сигнала и возможности настройки — доступны три типа фильтров, эквалайзер, гибкая маршрутизация сигнала. Выходная мощность усилителей класса D составляет 80/125 Вт на нагрузке 4/2 Ом, в мостовом включении она возрастает до 300 Вт на 4 Ом. Диапазон рабочих частот 10 Гц — 22 кГц, нелинейные искажения снижены 0,05%.
Усилитель порадует инсталляторов — все разъёмы находятся на одной стороне корпуса, компактные размеры позволяют установить усилитель в скрытых полостях автомобиля Габариты корпуса 216х158х50 мм, ширина по лапкам 238 мм, колодка питания выступает за габарит на 8 мм
Кроме двух пар линейных входов и трёх пар входов высокого уровня с возможностью автовключения предусмотрен оптический вход S/PDIF, «компьютерный» разъём PS/2, к которому подключается блок дистанционного управления и стандартный USB для настройки с компьютера. Широкополосный линейный выход предназначен для подключения усилителя сабвуфера, отдельный разъём — для подключения опционального модуля Bluetooth. С обратной стороны корпуса символический радиатор (класс D,однако!)
Логотип при включении красиво подсвечивается
Пульт дистанционного управления LA-cont (в комплект не входит) компактный, все действия выполняются энкодером (поворот и нажим). Габариты корпуса — 90х39х17 мм (без ручки). Интерфейсный кабель снабжён удлинителем
СОФТ
↑ Что-то неуловимо знакомое… Софт явно сделан «на вырост» — при запуске offline возникает целая дюжина каналов…
↑ Online — количество каналов приходит в соответствие с действительностью. Каналы в паре можно линковать, переключить в мостовой режим (кнопка BTL) — но этим лучше заняться после назначения каналов.
↑ Выпадающее окно Scene позволяет загрузить или сохранить пресеты. Окно Router — конфигуратор каналов, «кого куда послать и как обозвать». Сейчас рассмотрим это окно подробнее
Для примера рассмотрим сборку сигналов высокого уровня «двухполосный фронт + сабвуфер» в «трёхполосный фронт + сабвуфер». Нечётные каналы — левые, чётные — правые. Сигналы твитера (High 1/2) и сабвуфера (High 5/6) направляются в соответствующие каналы непосредственно, сигнал мидбаса (High 3/4) — в каналы низких и средних частот.
↑ Имена выходных каналов выбираются из выпадающих меню (нижняя строка экрана). Список богатый, включает фронтальные и тыловые, широкополосные и полосовые, центр и surround — причём уже использованные в этой конфигурации названия из списка исчезают
↑ Этот экран собран средствами графики — чтобы не плодить картинки. Source — выбор входов, для которых конфигурируется процессор. Уровни соответствующих входов на роутере по умолчанию установлены в максимум, дальше уже забота настройщика. Mix Source — дополнительный источник, сигнал которого можно подмешать к выбранному с одним из четырёх уровней громкости. По умолчанию это телефон. И, наконец, для выбранных каналов можно установить частоту среза ФНЧ и ФВЧ, крутизну (до 48 дБ/окт) и тип фильтра (Бесселя, Баттерворта, Линквитца-Райли)
↑ Впрочем, при назначении каналов в роутере типовые параметры кроссовера подставляются автоматически, дальше начинается творческая работа
↑ Эквалайзер на выбор — графический или параметрический, его можно обойти
↑ И, как говорят «сэры и сэруньи» last but not least — задержки. Значения в примере условные, «танцуем от саба». Фазами тоже можно поиграть
ИЗМЕРЕНИЯ
Публиковать все графики измерений АЧХ эквалайзера и фильтров нет особого смысла — цифровая точность зашкаливает, а я должен быть краток. Ограничимся в этот раз лишь одним графиком — заодно напомним отличительные особенности фильтров разных типов.
При одинаковой крутизне скатов АЧХ фильтры Бесселя обеспечивают плавный перегиб и лучшие фазовые характеристики, а фильтры Линквитца-Райли — максимально гладкую АЧХ в зоне стыка полос. Фильтры Баттерворта — компромисс, золотая середина. И частота среза у Линквитца-Райли отсчитывается по уровню -6 дБ
Мощность усилителя заявлена высокая — 80 Вт на 4 Ом, 125 Вт на 2 Ом и 300 Вт мостом на 4 Ом.
Каналы 1-6 | Факт |
---|---|
Номинальная мощность (4/2 Ом при КНИ 1%), Вт | 80/120 |
Максимальная мощность (4/2 Ом при КНИ 10%), Вт | 90/130 |
Номинальная/максимальная мощность в мостовом включении, Вт | 300/350 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % |
0,02/0,02 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % |
0,012 |
Чувствительность, В | 0,3 — 4,0 |
В рабочем диапазоне мощностей (1 — 50 Вт) уровень искажений сохраняется примерно постоянным, причём заметно ниже заявленных 0,05%. Рост искажений на микромощностях незначительный
Искажения представлены преимущественно чётными гармониками — второй и, что интересно, шестой. При увеличении мощности их уровень незначительно растёт, а слабая четвёртая гармоника даже снижается
Интермодуляционные искажения незначительные, обнаружены лишькомбинационные составляющие первого и второго порядка
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Для прослушивания использовался аналоговый вход первой пары каналов с отключенными настройками и трёхполосная напольная акустика Tandberg. Звучание спокойное, легкое и открытое, с отличным разрешением и детальностью. Стереопанорама широкая, глубина сцены передаётся правдоподобно, отличная микродинамика. Макродинамика хорошая, атака в мидбасовом диапазоне упругая и осязаемая.
МОНОБЛОК Light Audio LA-A500.1
Усилитель великолепен в своей строгой простоте. Аккуратный алюминиевый корпус в серебристо-серой гамме, все необходимые функции и ничего лишнего. Конструкция усилителя современная: импульсный класс D, небольшие рёбра на корпусе несут скорее декоративную функцию — выделение тепла незначительное.
Габариты корпуса усилителя совсем скромные: ширина 205 мм (228 мм по лапкам), высота 46 мм, глубина 158 мм. И ещё на 8 мм выступают колодки питания и акустики
Колодки питания и акустики закрытые, компрессионного типа. Пара предохранителей на 35 А — серьёзная заявка. Пара разъёмов RCA — линейный вход, остальное — органы управления, их немного: чувствительность, бас-буст, частота среза ФНЧ и сабсоника. С ними подробно разберёмся при измерениях
ИЗМЕРЕНИЯ
Диапазон входной чувствительности усилителя вполне универсальный: 0,2 — 6 В. Заявленная мощность усилителя — 580 Вт на нагрузке 1 Ом, 400 Вт на 2 Ом и 250 Вт на 4 Ом. Искажения 0,05%, но при какой нагрузке и мощности — не указано. Ясность внесут измерения.
Заявленный уровень искажений справедлив для мощностей от единиц ватт до 200 — 250 Вт, далее уровень гармоник быстро растёт. Номинальную мощность мы измеряем по ГОСТ, при искажениях 1%. На нагрузке 4 Ом достигнута мощность 260 Вт, на 2 Ом — 395 Вт. Усилитель рассчитан на работу с одноомной нагрузкой, именно в этом случае от него предлагается получить мощность 580 Вт
Искажения для сабвуферного усилителя просто ничтожные. Интересно, что на четырёхомной нагрузке рост искажений начинается немного раньше — судя по такой реакции, оптимальной для усилителя является нагрузка именно 1-2 Ом. При переходе к двухомной нагрузке мощность практически удваивается, это — свидетельство грамотно спроектированного источника питания. Так что полкиловатта на 1 Ом — это с гарантией.
Диапазон перестройки фильтров по факту совпадает с заявкой. Оба фильтра — второго порядка
Бас-буст регулирует усиление на частоте 45 Гц до +12 дБ
МЁД & ДЁГОТЬ Light Audio LA-ADSP6.8
Весьма компактный процессорный усилитель с высоким потенциалом для SQ. Минусы при кратком знакомстве не обнаружены. Плюсы очевидны: входы высокого уровня с возможностью автовключения позволяют использовать усилитель и при апгрейде штатных систем, поддерживается работа с современными источниками сигнала, и есть широчайшие возможности настройки. Мощность достаточна для большинства применений, допускается работа мостом, искажения рекордно низкие — отсюда совершенно нетипичная для класса D микродинамика.
МЁД & ДЁГОТЬ Light Audio LA-500.1
Усилитель выступил зачётно по всем дисциплинам. Мощность не для SPL-монстров, а именно для SQ. Оптимальной по сочетанию «мощность-искажения» будет нагрузка 2 Ом. Фильтры выполнены корректно и толково. А при работе в паре с LA-ADSP6.8 добавляются возможности процессора.
Цена вопроса:
Light Audio LA-ADSP6.8: 41 900 руб
Light Audio LA-500.1: 17 900 руб.
Light Audio LA-cont: 4 900 руб.
A PROPOS
Тест акустики Light Audio LAS-17.2 и LAS-17C
Тест широкополосной акустики Light Audio SFR-5
Тест сабвуфера Light Audio LASW-10