«Стеснительностью я не страдаю, краткостью — тоже. Она сестра таланта, но враг гонорара 🙂», — с ходу огорошивает Анатолий Иванович. И почему-то совсем не к месту вспомнилась бессмертная фраза «успеем добежать до канадской границы», хотя, глядя на шикарную шляпу собеседника, всё становится на свои места, и всплывшая фраза не кажется такой уж странной, особенно в случае, когда собеседнику есть что вспомнить и рассказать…
Интервью опубликовано в июльском выпуске журнала «Радиолюбитель» (Беларусь).
1. Расскажите в двух словах какой карьерный путь прошли? Из каких этапов состояла Ваша профессиональная жизнь до нынешнего момента?
В двух словах не получится — будет немного автобиографии и чуть-чуть лирики, а карьера уже потом. Да и профессиональная жизнь у меня очень многогранная, там переплетено многое — призвание и работа, удовольствие и долг, да и профессий немало. Так что начинать придётся с детства.
Родился в Омске в 1963 году, в день рождения деда по матери — поэтому был назван в его честь. В 1970 пошел в школу №64, в 1980 благополучно её закончил. Круглым отличником не был — но и троек не было. Учился легко, без напряжения — но собственное мнение (а я имел его практически по всем вопросам, и чаще всего — противоположное общепринятому) в ту пору не приветствовалось, поэтому хлопот учителям со мной хватало. Читать я начал с четырех лет, в сказки верить перестал быстро, поэтому кое-какие основания для своего мнения у меня были. Уже ко времени поступления в школу читал запоем всё подряд — от приключений и фантастики до популярных книг по науке и технике и старых школьных учебников (это потом очень пригодилось — те учебники, по которым учились мы, были гораздо беднее). Прочитал (и неоднократно перечитал) сотни книг — дома была очень богатая библиотека, да и отец всё время подсовывал мне что-нибудь интересное и полезное. Интересовался я всем сразу, поэтому чаще всего читал по три-пять книг параллельно, что-то сопоставлял, отличная память удерживала факты, имена, даты, целые фразы — годы спустя это все улеглось и пришло в систему. Энциклопедические знания помогают и по сей день.
К пятому классу серьезно увлекся радиотехникой, в сочетании с интересом к музыке позже это привело меня к аудиотехнике. Самодельные усилители, акустика, фанерная электрогитара, которую я состряпал в шестом классе, усовершенствование магнитофонов и прочих творений отечественной промышленности. Получалось не всё — не хватало знаний, но собирал их, где мог. Особенно помогали статьи журнала «Радио», которые тогда писались с хорошей теоретической базой — и вполне доступно даже для понимания школьника. В конце концов, чего я не понимал, я запоминал и принимал на веру. Потом в нужное время вплывало — уже с осознанием.
Однако связывать свою дальнейшую деятельность с радиотехникой я не собирался, и вот почему. Конечно, я видел свое призвание в разработке аудиотехники, но в то же время прекрасно понимал, что в СССР радиоаппаратура (даже профессиональная) делается не «как надо», а «как можем». Можно привести множество примеров: гробоподобные магнитофоны, полупудовые электрогитары «Урал», ненадёжные и бестолковые усилители «Родина» (которые иначе как «уродина» не называли). На таком фоне яркими звёздами блистали разработки радиолюбителей, собирали призы на выставках — но промышленности это было параллельно. Она жила в своём госплановском измерении. Творить то, что никогда не попадёт в производство, было бессмысленно, и я решил оставить аудиотехнику в качестве хобби.
После окончания школы я поступил в Московский Авиационно-технологический институт (МАТИ), закончил его в 1985 году. Учиться было очень легко — авиацией и космосом интересовался с детства, поэтому выбор профессии был осознанным. Отец много лет работал в аэрокосмической промышленности, многое мне рассказывал, приносил литературу, и эти знания пригодились — оказалось даже, что по некоторым дисциплинам ничего нового я в институте не узнал (что неудивительно, учитывая дутую «секретность» аэрокосмической отрасли). Во время учёбы я не боялся использовать новые методы работы — только что появившийся тогда программируемый микрокалькулятор «Электроника Б3-34» (почти компьютер по меркам тех лет) сокращал расчёт курсовой работы до трех минут (на обычном калькуляторе вручную это считали по два дня со слезами). В итоге весь курс попользовался написанной мной программой, но преподаватели не оценили новаторский подход — вместо сдачи курсовой работы я защищал перед разгневанной кафедрой гидравлики свой метод расчёта. И экзамен потом сдавал два часа 🙁.
(Это, конечно, лирика — но именно в школьные и студенческие годы было заложено то, что потом проросло… Теперь можно переходить к карьере.)
После окончания института остался в Москве, попал по распределению на ММПО «Салют». Начал трудовую деятельность технологом 3 категории, но уже через два года, ещё до окончания срока «молодого специалиста» мне присвоили вторую категорию, а ещё через пару лет — первую. Тогда на моём участке в цехе появилась новинка — станки с ЧПУ, и я освоил все необходимые специальности: технолог, программист, наладчик, инструментальщик, токарь — а в конце концов просто перешёл в цех. Внедрил много новинок и в технологии, и в планировании, написал несколько десятков рацпредложений.
На заводе я проработал семь лет — с интересом и удовольствием. Мне предрекали большую карьеру — в иной обстановке так бы и случилось, но «перестройка» и полный развал авиапромышленности всё изменили. Вместо прямой деятельности приходилось заниматься чем попало — делать какие-то заказы для лёгкой промышленности, а то и просто гнать «левак», чтобы элементарно заработать на жизнь. Пробовал силы даже в мелкой торговле — понял: не моё. В свободное время (а его становилось всё больше) подрабатывал ремонтом импортной радиоаппаратуры и обслуживанием оргтехники по различным фирмочкам, росшим как грибы. Меня «передавали из рук в руки» — принцип поиска специалистов «по знакомым» в те годы был очень силён. Да и приработок был очень неплохой по сравнению с зарплатой инженера (даже с прибавкой токаря).
Тут как раз очень удачно подвернулась оказия — в стремительно набиравшее популярность информационное агентство «Интерфакс» потребовался инженер на все руки. Заманчивое предложение поступило ко мне через родственников жены, я плюнул на несостоявшуюся карьеру главного технолога, и перешел в «Интерфакс» (ноябрь 1992). Проработал я там больше десяти лет, через несколько лет в сильно разросшейся инженерной службе возглавил отдел эксплуатации оборудования. На этом посту уже пригодились мои радиотехнические навыки, ряд служебных проектов использовал мои самоделки — простые, но эффективные. Так я и работал — ветеран «Интерфакса», авторитет, интересные инженерные задачи, ценный специалист, неплохая зарплата, даже лицо иногда мелькало в телевизоре. Но стал постепенно обрастать мхом — период вертикального роста давно закончился, оставалось расползаться вширь и ждать вакансии главного инженера или пенсии. Или решительно всё менять.
Именно тогда — если точно, в начале 2003 года — я получил предложение, которое оказалось очень своевременным. Мне предложили заниматься тем, к чему у меня с детства лежала душа, только на совершенно другом уровне. Я перешёл заместителем главного редактора в журнал «Мастер 12 вольт», с которым на тот момент уже три года сотрудничал как внештатный журналист.
Хотя старшие товарищи предупреждали меня о трудностях, оптимизм возобладал. И хорошо, что я не знал тогда, с чем придётся столкнуться — иначе мог бы не решиться на перемены. Через пару месяцев мне пришлось возглавить журнал — а заодно и собирать новую команду. К моему счастью, не все старые сотрудники сбежали с корабля — без помощи коллег я просто ничего не сделал бы. Пришлось учиться сразу всему — и тонкостям редакционной работы, и документообороту, и бухгалтерии… И писать статьи, само собой — ибо оказалось, что на тему автозвука кроме меня и писать почти что некому. Но я со всем справился — чем сложнее задача, тем интереснее её решать, и тем больше удовлетворение.
Наконец, с 2007 года я стал проводить занятия по акустике со студентами на кафедре радиовещания и электроакустики МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики). Начинал с лабораторных, теперь дошёл до лекций и дипломников. Остается диссертация.
(Тут опять начинается лирическое отступление об автозвуке — в рамки заданных вопросов оно с ходу не встраивается, но без него, как мне кажется, не обойтись. Тем более, что это действительно эксклюзив — становление автозвука в России мало кто сейчас помнит — основным участникам за 40, многие отошли от дел.)
К началу 90-х относится и начало «писательской» деятельности, которая потом совершенно изменила мою судьбу. Сказалось общение с журналистами 🙂. А начиналось всё с небольших заметок в журнале «Радио». Потом… потом, собственно, и начался автозвуковой период моей бурной биографии. Это время стоит того, чтобы рассказать о нём подробнее — я оказался «в нужное время в нужном месте». Но к моему взлёту причастны очень многие фигуры.
Первая фигура — Интернет. Именно доступ в Сеть, бывший весной 1997 года ещё уделом немногих счастливчиков, вывел меня на www.auto.ru — этому сообществу на тот момент ещё и года не было. Там была универсальная конференция «обмен опытом», в которой кто-то что-то спросил про установку магнитолы. Ему ответили — бестолково, но уверенно. Я вмешался, поправил и дополнил. И понеслось… Через три дня меня разрывали вопросами, я не успевал писать ответы, почувствовал себя авторитетом — и тут появился Авторитет с большой буквы. Это был Георгий Герасимов, он тогда занимался установкой аппаратуры достаточно профессионально — во-первых, у него было знание того, как это давно делают за границей, во-вторых, инструмент, материалы и опыт. И он переписывался с зарубежными спецами по автозвуку. Собственно, установщики аппаратуры «по правилам» уже были, было в Москве и несколько установочных студий — но о них никто не знал, рекламы не было. Гоша просто первым из профи откликнулся на глас народа.
Мы не стали выяснять, кто из нас круче, а решили начать с ликбеза — тогда и половина вопросов отпадёт. Михаил Рогальский, движущая сила и хозяин www.auto.ru (на тот момент ещё просто Майк Рогальский) открыл нам новую конференцию «Автозвук» (конец июля-начало августа 1997, точно не помню). Мы с Георгием спешно перевели американский FAQ по автозвуку. Разрешение на публикацию в Сети русской версии было получено от обалдевших американцев со скоростью света. С этого момента пошло наше разделение труда — Георгий в основном отвечал за практику и организационные вопросы, он же был и модератором конференции. Я же углубился в акустику, электротехнику и нестандартные решения.
Тогда же и наметилось наше идейное расхождение, приведшее через год с небольшим к настоящему противостоянию. Причина была в том, что я старался применить в автомобиле опыт конструирования и использования домашней акустики, а потом пошёл и дальше этого — потому что находил принятые автомобилистами варианты неудовлетворительными. Георгий же, как и большинство молодых автомобилистов, с «нормальной» аудиотехникой знаком был только как пользователь (ну не было это поколение радиолюбителями, не пилили они электрогитары из кроватных спинок, не сколачивали колонки из старых шкафов) — и поэтому верили они только в традиции и заокеанские авторитеты.
Других кладезей автозвуковой мудрости, кроме зарубежных сайтов и наших импровизаций, на тот момент практически не было. Журнал «Мастер 12 вольт» уже выходил, но был «страшно далёк от народа», выражаясь словами Ильича. Журнал «Автозвук» был ещё только в проекте, и Андрей Елютин, будущий главный редактор, еще только обдумывал — каким он станет. Журнал Car & Music находился примерно в таком же состоянии. Годы спустя были долгие разборки на тему «кто был первым». Хотя какая разница, кто первый — важно, что ситуация созрела, и журналы обязаны были появиться. И не один — здоровая конкуренция.
Поздней осенью или даже в начале зимы (память, однако, подводит 🙂) состоялся первый учредительный съезд автозвукового движения России (не шутка). Собрались в кафе на ночь глядя все заинтересованные лица — приглашали основных игроков установочного бизнеса, прессу. И решили провести первые соревнования по автозвуку. Что и произошло в июле 1998. А потом был дефолт…
С 1999 я начал писать статьи в «Радио» циклами, потом пошли статьи в «Мастер 12 вольт». Потом была книжка «Конецертный зал на колёсах» — и в конечном итоге писательство привело меня в кресло главного редактора журнала «Мастер 12 вольт» (но это совсем другая история). В 2010 году журнал был закрыт по решению учредителей, и я перешёл в журнал «Автозвук». Сначала внештатным сотрудником, потом стал зам. Главного редактора. В 2016 году основатель и бессменный руководитель журнала Андрей Елютин покинул этот мир — и я продолжил его дело.
2. Откуда пришел интерес к автомобилям и автозвуку?
Я покинул родной город семнадцатилетним, и о собственной машине в то время мог мечтать разве что сын подпольного миллионера. Пределом моих мечтаний на последующие семь-восемь лет был мотоцикл «Ява» — но после рождения дочери главным транспортным средством стала коляска.
С начала 90-х годов, когда я стал подрабатывать ремонтом бытовой техники, в мои руки попадали автомагнитолы и приёмники — в основном импортные, поскольку их тогда практически не брали в радиомастерские (квалификации мастеров не хватало). Да и многие владельцы не без основания полагали, что там обязательно «что-нибудь отвинтят» (кстати, вполне реальная опасность в те годы — в мастерских отпаивали «лишние» детали, заменяли хорошие низкосортными).
Собственно, с этого и началось моё «вхождение в автозвук». Я не боялся браться за сложные задачи, росла популярность в пределах района, ко мне стали обращаться совершенно незнакомые люди с просьбами «поставить музыку» — постепенно появился и опыт. Естественно, это было по нынешним меркам примитивно — но надёжно и качественно. Всё-таки я подходил к этому процессу не как автоэлектрик, а как инженер и радиолюбитель — собственно, в этом тогда и заключался весь мой секрет.
В 1994 был куплен первый автомобиль — ЗАЗ-968. Не тот, который «ушастик», а следующая модель (она же и последняя — их в то же лето сняли с производства). Естественно, возникло желание поставить приличный магнитофон (радио я не жаловал — на мой вкус ничего не передавали). Денег на приличный аппарат уже не оставалось, а от отечественных магнитол впечатления были невыразимые. Немедленно была изготовлена магнитола: узлы приёмника были от промышленных аппаратов, зато усилительная и магнитофонная часть — мои собственные разработки. Аппарат получился очень удачным, но потом его украли прямо из машины — влезли в гараж-«ракушку».
Потом была новая машина, новая техника, новые решения — и Интернет, благодаря которому я приобрел авторитет, и незаметно для себя превратился в основоположника.
3. В интернете упоминается только одна Ваша книга, она пока единственная? Почему и как возник интерес написать книгу? Вы больше журналист и писатель или техник и профессионал в сфере автозвука?
Конечно, мои многочисленные статьи выходили в журналах, сборниках, я редактировал «Энциклопедию автомобильной электроники» — перевод с английского. Но монография «Концертный зал на колесах» — пока моя единственная книга. Хотя, конечно, между первым и шестым изданиями — дистанция огромного размера, как по содержанию, так и по объему — тем не менее, это до сих пор всё та же книга. Но пора писать новую, за прошедшие годы кардинально изменились источники сигнала, усилители, перестали быть экзотикой цифровые звуковые процессоры.
То, что книга выдержала 6 изданий за 10 лет — свидетельство популярности. Интернет полон её обрывками, растащили по кускам, часто я узнаю «свои» фразы и целые абзацы в популярных статьях на сайтах. Многие из них представляют собой компиляции из журнальных публикаций (не только моих) — естественно, без указания первоисточников. В таком же стиле выполнен ряд брошюр на эту тему — компиляция компилированных статей с сайтов. Одну из таких книжечек счастливый автор вручил мне с дарственной надписью! Я не стал огорчать его тем, что добрую четверть своей книжки он, сам того не зная, списал у меня — всё же не половина, пусть человек тоже получит свой кусочек славы, мне не жалко. В конце концов, я тоже иногда списываю :-).
Других подобных книг на русском языке нет. Есть переводная книжка — но перевод сделан совершенно непрофессионально, а главное, книга старая, и отражает состояние двадцатилетней давности.
Интерес написать книгу возник у меня довольно быстро. Была масса материала по схемотехнике автомобильных устройств, по самодельным конструкциям — первоначально это вылилось в циклы статей в журнале «Радио»: «Автозвук: устанавливаем сами», «Автомобильные громкоговорители» и «Автомобильные усилители». Статьи были популярные, они даже получили призы читательских симпатий. Был ещё богатейший материал — консультации и Интернет-обсуждения. Мне задавали по электронной почте очень много вопросов, я отвечал — вот эта переписка и показала мне, на каких моментах нужно заострить внимание.
Но я никак не решался сесть за книгу, всё откладывал. Наконец, в мае 2000 года Арнольд Яковлевич Гриф — уникальный человек, член редколлегии «Радио», наверное, старейший радиолюбитель (он в Отечественную был радистом) — буквально за руку отвел меня в издательство и я подписал договор. Так что мой вход в «большую» литературу облегчил его авторитет — вряд ли я смог бы тогда убедить редактора, что книга «пойдёт». Как бы то ни было, договор был подписан — и книгу пришлось написать. У меня как раз был летом отпуск, и я весь месяц сидел за компьютером от зари до зари. Конечно, этого времени не хватило — но за три месяца я таки её добил! Гонорара как раз хватило на покупку нового компьютера — это говорит о том, что детективы писать выгоднее 🙂. Последующие издания писались легче — но 20-30% содержания каждый раз обновлялось. Добавлял новое, убирал устаревшее.
Профессионалом в сфере автозвука меня назвать можно и нужно — но только в смысле знаний и опыта. Установкой аппаратуры я не занимаюсь лет восемь — хотя немного постоял у истоков студии SF-audio, основанной моими учениками, даже их дипломные проекты были по теме автозвука. Делать такую работу на уровне современных требований в одиночку и без оборудованной территории практически невозможно, да и времени на это нет совершенно. Журнал, преподавание, дистанционные консультации занимают всё время.
Что касается моей самоидентификации, то я называю себя «инженер-писатель». Вот так, через дефис. Инженер — это диагноз, это особый взгляд на механизмы и устройства — изнутри, так сказать. Но и писать об этом нужно хорошим русским языком, а то у нас большинство учебников так написано, что чёрт ногу сломит. Должно быть просто, но не примитивно; логично — и, следовательно, понятно. Наконец, желательно писать увлекательно — и можно добавить немного юмора. Кто решил, что о серьёзных вещах нужно писать скучно?
У меня была возможность потренироваться в этом стиле, когда я отвечал на вопросы по почте. Часто писали люди, не знающие не только закон Ома, но и грамматику — приходилось объяснять в доступных им понятиях. С некоторыми начинались занятия на расстоянии — в школе физику учить было неинтересно, а тут нужда заставила. Кстати, опыт такого «преподдавания» очень пригодился, когда я стал заниматься со студентами.
А помимо инженерного писательства есть еще мечта и просто заделаться литератором. В юности стихи писал, песни, потом в прозе свои силы пробовал. Это уж потом наверстаю, когда выкрою время…
4. Какими последними событиями отмечена Ваша профессиональная жизнь? Что планируется в ближайшем будущем? Какие-то мероприятия, выставки, может быть, планируете писать новую книгу?
Житие моЕ, профессиональноЕ.
На писательском поприще пока ничего особенного не происходит. Других книг я пока не писал — хотя планы есть. Всё-таки звукотехника — моё призвание, хочется и о домашней аппаратуре написать, хотя на этом поле будет нелегко — там есть свои авторитеты. Учебник по акустике тоже надо бы написать — но пока это только конспект лекций.
В ближайшем будущем хочется стать медиа-магнатом. Хотя бы маленьким…
Пока никаких особенных планов нет — статьи писать, держать нос по ветру, улавливать тенденции. Хочется издавать ещё один журнал, но пока у него нет перспектив — надо ждать подъёма настроения у населения.
5. Читал, что Вы участник и призер соревнований по автозвуку. Расскажите, пожалуйста, подробнее о соревнованиях и Вашем участии в них. Какая награда для Вас самая ценная и почему?
Я участвовал в самых первых соревнованиях в июле 1998 года, и во многих последующих. Рассказывать о каждом вряд ли получится — да и первый блин был комом. Тогда участников оказалось вдвое больше запланированного, в итоге соревнования длились два дня.
В то время все использовали пассивные кроссоверы — даже для сабвуферов, не говоря уже о фронтальной акустике. Трехполосную акустику почти не использовали — примерно пять машин из 70. Моей же фишкой с самого начала было двухполосное усиление (НЧ и СЧ-ВЧ) и трехполосная акустика. Причём НЧ динамики стояли в корпусах под передними сиденьями. Раскритиковали все — «надо в двери», «нужны подиумы»… Звучание было получше многих — но нетрадиционное решение сбивало с толку, оценили первым местом с конца.
Я стоял на своём — хотя было больно. Били сильно… Выше третьего места с конца я не поднимался, хотя постепенно заменил компоненты, всё улучшил. Наконец, в апреле 2000 года я неожиданно даже для себя занял 1 место, оттеснив десяток традиционно сделанных машин. Правда, это был класс «без усилителя». У моих соперников была схема «двери-полка» с широкополосным усилением (и дорогущие коаксиальные динамики), а у меня доработанный до двухплосного усиления недорогой ресивер — и дешёвые отечественные динамики — но в три полосы. Сначала смеялись соперники — стоимость моей аппаратуры не превышала 150$ против 800-1000 у них. Потом смеялся я… Но с этого дня моя концепция стала уверенно набирать сторонников.
Поэтому самая дорогая для меня награда — маленький кубок, полученный в тот день. Он был первым. Дочь была на награждении, и вся светилась от счастья. Потом были другие кубки — и в самых престижных классах — но этот самый главный. После этого даже жена перестала считать мои занятия чудачеством — к кубку прилагался автомобильный холодильник Pioneer…
6. Что можно сказать о темпах и качестве развития автоэлектроники в России? Чем Вас радует это развитие и чем огорчает?
Автоэлектроника в России развивается хорошими темпами. Не отстает от мировой, а по некоторым вопросам даже опережает. Особенно радует тот факт, что сейчас на рынке автоэлектроники представлены не только импортные товары, адаптированные к российским требованиям, но и оригинальные отечественные разработки. Более того — многие из них выпускаются на российских предприятиях с применением самых современных технологий, и по качеству исполнения ничуть не уступают зарубежным образцам. А по надёжности и функциональности даже превосходят. Огорчает только то, что такая продукция пока малочисленна — надеюсь, что именно «пока», и она скоро потеснит импорт. Во всяком случае, в области автомобильной электроники профессионального применения (не для конечных пользователей) такая тенденция уже наметилась. Интерфейсные адаптеры, спутниковые охранные системы, охранные системы с GSM-каналом связи — эти устройства спроектированы под конкретные задачи с учетом российских условий эксплуатации — климат, дороги, дураки 🙂.
7. Сложно ли было адаптироваться в столице? Чувствуется ли какое-то особое отношение к провинциалам, о котором так часто говорят? Можно на примерах рассказать, с какими сложностями подобного плана Вы сталкивались. Помогал Вам или мешал тот факт, что Вы приехали из провинции, или это никак не отразилось? Какой совет Вы дали бы тем, кто едет покорять столицу?
Прямо со школьной скамьи я прыгнул в самостоятельную жизнь, хотя до того был абсолютно домашним мальчиком. Адаптироваться в Москве было несложно, но в первый момент был лёгкий шок. Это сейчас различия сгладились, а в 1980 году контраст с Омском был разительный: широченные улицы, оживлённое движение, море людей… Хотя я уже не раз бывал в Москве с родителями, но в ЭТОТ РАЗ всё было по-другому, за руку уже никто не держал. Ощущение полной свободы, но с некоторой опаской — а что с ней делать-то? Многие мои земляки-однокурсники упивались этой свободой настолько, что об учёбе забыли — и после первого курса наши ряды сильно поредели. У меня какие-то тормоза срабатывали, хотя соблазнов было хоть отбавляй. Постепенно в жизни появились кроме учёбы и другие занятия — театры, кино, музеи, походы, музыка — я интересовался всем сразу. Через пару лет я настолько освоился, что возвращаться на родину уже не хотелось — другой ритм жизни, другие масштабы, другие возможности. О карьере не задумывался — привлекала именно культурная жизнь, общение.
Отношения к себе, как к провинциалу, лично я не испытал ни разу. Впрочем, человек я общительный, легко адаптируюсь — возможно, во мне быстро перестали видеть провинциала. Через полгода московской жизни одноклассники заметили, что я уже говорю, как москвич. У меня появился друг-москвич (уже 40 лет нашей дружбе), жена моя коренная москвичка — её не испугали ни моё провинциальное происхождение, ни мой скудный гардероб 🙂. На последующей жизни и карьере моё провинциальное происхождение, как мне кажется, не сказалось.
Что касается негативного отношения к провинциалам — на мой взгляд, это дутая проблема. Причина, как правило, в неадекватном поведении некоторых приезжих (нередко оно откровенно хамское), но им это невдомёк — проще считать причиной ими же и придуманную высокомерность москвичей. Это неправда. Коренные москвичи очень приветливы к приезжим. Вот только коренных осталось очень мало. А презрительным отношением к приезжим, кстати говоря, чаще всего отличаются именно «новые москвичи», которые сами недавно пустили корни в столице — «меня гнобили, теперь я отыграюсь». Явление того же порядка, что и дедовщина в армии.
В последние годы это явление действительно принимает массовый характер, возможно, именно потому, что провинциалы приезжают в Москву не на несколько дней, как раньше, а надолго — и представляют реальную конкуренцию. К тому же в массе своей москвичи инертнее приезжих, не столь энергичны — им уже не нужно всего добиваться, многое принадлежит им по праву рождения — и это часто вызывает зависть приезжих, порой доходящую до ненависти. Некоторые просто ощущают себя диверсантами во вражеском тылу, считают, что «москвичи зажрались» и «надо делиться». А при таком положении дел и до ответной ненависти недалеко.
Мой совет тем, кто едет покорять столицу — никогда никому не завидовать и быть человеком. Воспитанным и деликатным, доброжелательным и дружелюбным, трудолюбивым и терпеливым — тогда и ответное отношение будет соответствующим. Такие качества всегда заметят и оценят — может быть, не так быстро, как беспринципность и неразборчивость в средствах, зато всегда положительно. Как заметил Воланд: «никогда ничего не просите — сами предложат, и сами дадут». В отношении меня этот рецепт сработал.
Интересы и увлечения
Хорошая музыка (всё, кроме попсятины)
- симфоническая (Бах, Бетховен, Моцарт, Вивальди, Верди, Глинка, Мусоргский, Чайковский)
- джаз (очень избирательно, 40-е и 50-е годы)
- рок-н-ролл (от Элвиса Пресли, The Beatles и Rolling Stones до Queen и Pink Floyd, от Black Sabbath и Led Zeppelin до Nazareth и AC/DC, всех любимых перечислять — букв много понадобится)
- русский рок («Аквариум», «Кино», «Ария», «Чиж»)
- барды (Высоцкий и Окуджава — само собой)
Поэзия
- Пушкин (потому что сукин сын)
- Маяковский (потому что правдоруб)
- Есенин (просто нравится)
- Высоцкий (редкостное владение словом)
- Бёрнс (в переводе Маршака, естественно)
Литература
- русская (Лесков, Куприн, Бунин, Булгаков, А. Толстой, Паустовский, Бабель, Ильф и Петров, Стругацкие). Лев Толстой, Тургенев, Гоголь к любимым не относятся — у них очень всё неторопливо, не по мне.
- зарубежная (Гюго, Бальзак, Мопассан, Конан-Дойль, Ремарк, Хемингуэй, Хайнлайн, Азимов, Гаррисон, Желязны).
История
История цивилизации, история техники, военная история. Лингвистика, география — где они пересекаются с историей.
Электроника
Звуковая, само собой. Хотя интересуюсь и смежными областями — радиосвязью, например. Иногда разрабатываю что-нибудь по просьбам и для себя. Если доходят руки — то изготавливаю. Правда, сейчас на изготовление не так-то просто выкроить время.
Занятия и развлечения
Музицировать
Акустическая и электрогитара, бас-гитара, клавишные. Чаще всего пою друзьям под гитару, а все остальное в одиночестве — в своё удовольствие. В юности учился в музыкальной школе по классам фортепиано и классической гитары, потом несколько раз пробовал свои силы в рок-группах, но музыкантом не стал.
Литература
В юности пробовал писать стихи и песни, сейчас иногда бывают рецидивы. Из сотни с лишним опусов можно при желании отыскать несколько приличных. Пробовал силы в прозе — но по нескольким рассказам трудно судить. В печати не публиковался.
Дача
Дом получился на славу. Есть кабинет для работы, есть, где послушать музыку и помузицировать, есть, где отдохнуть и кино посмотреть, есть, где гостей разместить. Отделывал и обустраивал своими руками: хочешь, чтобы было хорошо — сделай это сам. Да и люблю я руками работать. Не люблю сельхозработы — поэтому ни одной грядки там нет, только огромный газон. Теперь ландшафтом надо заняться.
Отношение к религии
Это сейчас достаточно популярный вопрос.
Я не атеист, но отвергаю идею персонифицированного Бога (это для незрелых умов). Отвергаю и религиозные культы вместе с их служителями: для общения с высшим разумом посредники не нужны — обязательно что-нибудь напутают. Поэтому ни к одной официальной конфессии себя не отношу. И не намерен примыкать к одной из них из конъюнктурных соображений.
3 Comments
Иван
Анатолий замечательный человек! К нему всегда можно обратиться за советом. Несколько раз по моей просьбе делал измерения динамиков в общем очень доволен. Желаю Анатолию всех благ и долгой и счастливой жизни!
Владимир
Книга Концертный зал на колесах прочитана взахлеб,можно сказать самая толковая инструкция по самостоятельной установке автозвука.Жду переиздания.
superjohn025@***
Респект!