Привет! Меня зовут Денис, я живу в городе Миассе, и уже давно так сложилось, что автозвук для меня — не просто хобби. Шестнадцать лет я владею специализированным магазином автозвука в своём родном городе (а также в областном центре — Челябинске) и стараюсь прививать нашему населению культуру «правильного» звука. Но почти все эти годы я был тем самым «сапожником без сапог»: в личных автомобилях ничего примечательного в плане звука у меня никогда толком не было. Ведь хотелось не абы как, а сразу по высшему разряду.
Автор: Денис Арефьев, г.Миасс (Челябинская область)
Фото: Александра Романова
Digit? Dig it!
Like a rolling stone
Like the FBI
And the CIA
And the GTC
Dig it, dig it, dig it!(The Beatles “Dig it*” в вольной интерпретации)
*англ., жарг., «зацените!»
И вот настал момент, я решил: пора! Концепция системы в моей голове появилась даже раньше, чем ключи от автомобиля, в котором эту концепцию предстояло реализовать. Давайте пройдемся по вершкам и корешкам этой самой концепции.
Поверхность концепта весьма себе классическая: трёхполосный фронт плюс сабвуфер. Всё — с поканальным усилением. И всё бы хорошо, но габариты выбранных мной компонентов заставили плотно заняться подбором автомобиля для реализации задуманного: ведь хотелось сделать и красиво и инсталляционные компромиссы минимизировать (совсем без компромиссов в автозвуке, увы, никак — да вы и сами это знаете). Долгие просмотры в интернете картинок с интерьерами автомобилей, изучение уже готовых автозвуковых проектов… И вот я уже регистрирую на себя Opel Astra GTC. Почему именно GTC? Основных причины — три (все равнозначные). Первая — машина сама по себе не скучная. Вторая — это однообъёмник с достаточно просторным багажником. А значит, и усилительное хозяйство есть где разместить, и проблем с сабвуфером в плане звука будет меньше (у седанов с этим делом всё посложнее). Ну и третья — это размашистые передние стойки, в которых есть все шансы аккуратно разместить выбранные мной СЧ и ВЧ излучатели.
А теперь давайте копнём поглубже и рассмотрим корневую систему концепции. Её суть — в минимизации аналоговой части системы: цифра от источника в процессор, цифра от процессора в усилители и только на «выхлопе» усилителей — аналог.
О «бездушной цифре» говорят все, кому не лень. Но я считаю, что разговоры эти, как минимум, неуместны. Конечно, в домашнем исполнении можно проводить сравнения «аналога» и «цифры». И, безусловно, никуда не деться нам от шарма крутящихся бобин и, тем более, от всей магии процедуры запуска пластинки на проигрывателе винила. Но в автомобиле не до всех этих ритуалов: там важна «юзабилити», поэтому цифра там живёт в «голове». Так почему бы не протащить эту самую «цифру» по максимуму? Исключить вечную головную боль о «правильно подобранных межблочниках» и прочие сопутствующие хлопоты. В общем, не вижу причин отказываться от радостей прогресса. А значит, говорю «да» системе Full DA от Audison и приступаю к постройке своего первого серьёзного проекта. Как это было? Сейчас расскажу.
Подготовка к постройке любого автозвукового проекта в любом автомобиле начинается с тотальной виброизоляции. Мой GTC не стал исключением: на пол StP Bimast Bomb Premium, на крылья и крышу — более эффективный StP MassaBassa. Также «Массой Баса» обработал салонный пластик, закрыл все технологические отверстия в задних крыльях, крышке багажника тоже досталось этого материала. Шумоизоляционный материал StP BiPlast Profi 15мм я использовал на крыше и на пластиковых обшивках салона. Работа была очень объемной: материалы недетские и требуют отдельных стараний в монтаже. В результате машина прибавила в весе 100 килограмм: кто-то скажет: «много», но ведь чего не сделаешь ради достижения результата, а он просто великолепный!
Внимательный читатель мог заметить, что о подготовке дверей я не сказал пока ни слова. Правильно: ведь это отдельная эпопея и о ней мы сейчас и поговорим.
Двери у GTC, прямо скажем, немаленькие. А значит, имеют потенциально большую площадь поверхностей, дарящих (да, подарки бывают разные — иногда и с негативным оттенком) паразитные резонансы и вибрации. С другой стороны, большие двери дают очень большое ограничение по использованию материала: за бездумно вкинутые килограммы виброизоляции петли «спасибо» точно не скажут и уныло провиснут. На вопрос «что делать»? Есть только один правильный ответ: «делать!». Начал я с усиления жёсткости дверной конструкции путём монтажа алюминиевого профиля изнутри двери.
Когда каркас был сформирован, началась кропотливая работа по проклейке металла между профилями материалом StP Massa Bassa. Подгонка кусков материала в размер и форму и их монтаж — та ещё задачка, на решение которой ушло несколько дней.
Шаг вперёд уже был сделан, но останавливаться было нельзя. Поэтому идём дальше. Для укрепления каркаса посреди двери была установлена распорка из резьбовой шпильки.
Опустив пока одну важную деталь, едем дальше. Для дальнейшей борьбы за жесткость были изготовлены щиты из стекломата, которые крепятся на дверь болтами (для чего в дверь заранее были вклёпаны метрические гайки).
А вот теперь вернёмся к важной детали, которую я умышленно опустил в прошлом абзаце. Без концепции «цифры» не обошлось и в подготовке автомобиля. Ручной, «аналоговый» труд — это, конечно, хорошо. Но когда требуются высокотехнологичные решения, на помощь приходит та самая цифра — в данном случае в виде станка с ЧПУ. При помощи такого станка были изготовлены необходимые детали из шестнадцатимиллиметрового алюминия.
Первая деталь — это дополнительная распорка, которая была установлена в непосредственной близости к будущему месту монтажа мидбасового динамика, на роль которого, к слову, я выбрал Audison Thesis 6,5 II Sax. Закрепленная на стекольный герметик, эта распорка стала последним штрихом в комплексе усиления жесткости дверной конструкции.
Остальные алюминиевые детали стали основой монтажа всех динамиков фронтальной акустики. Пока разберёмся с алюминием для мидбасов. Основой стала массивная площадка, закреплённая винтами М6 на дверь. К этой основе через кольцо из МДФ (которое было вживлено в щит из стекломата — к алюминию смола не очень-то липнет) опять же винтами прикрепляется опорное кольцо мидбаса. Сам мидбас, разумеется, крепится к кольцу винтами. Ну какие саморезы, вы что?
Техническая сторона «дверного вопроса» таким образом была закрыта. Оставался вопрос внешнего декора — работа с обшивкой. Конечным результатом я остался доволен: посмотрите, что получилось (dig it!).
Над вариантами установки СЧ-ВЧ излучателей я думал довольно много. Сама по себе задача не из простых, даже учитывая достаточное пространство для воображения, которое дарят (в этот раз в хорошем смысле этого слова) широченные передние стойки «опеля». Ведь для постройки системы я взял «парочку» — Audison Thesis 3.0 II Voce (эти-то ещё ладно) и Audison Thesis 1,5 II Viloino (а вот эти твитеры имеют такие габариты, что даже от звука абстрагируясь, «пищалочками» их язык назвать не повернётся). В результате я решил остановиться на варианте с вертикальным размещением излучателей: серединка пониже, твитер — повыше. Взяв за основу алюминиевую опорную площадку для крепления обоих излучателей, изготовил подиумы из стекломата и стекловолоконной шпатлёвки.
Ещё одни терзания при проектировании были на предмет выбора акустического оформления для среднечастотников. В основном советы сводились к простому: «не наберёшь хотя бы литр — даже не думай о ЗЯ, делай фри». Но в моём случае удавалось набрать почти два литра, поэтому я всё же решил строить герметичные закрытые объёмы.
Подходящие для монтажа динамиков винты у нас было найти непросто, но слово «саморезы» я напрочь забыл — так что всё в порядке. И «серединки» и твитеры крепятся к алюминиевым площадкам винтами: постарался, нашёл. Да что там, чего только не сделаешь, когда погрузишься в проект с головой. Кстати, в алюминиевые площадки заранее были вживлены магниты для крепления будущих грилей. После перетяжки в алькантару и изготовления грилей, обтянутых радиотканью, стойки получили законченный вид.
С проводкой работы было проделано не так много, как в случае с «аналоговыми» системами. Но всё же на некоторые моменты хотелось бы обратить ваше внимание. Для питания системы был установлен новый аккумулятор — взамен штатного 75-го кислотного был установлен новенький 95-й AGM, а от него в багажник потекло два «ручья» силового кабеля калибром 0AWG. Для крепления такого толстого кабеля под капотом были изготовлены специальные кронштейны из металла, а для безопасного прохождения через моторный щит — заглушка из фторопласта. Проводка защищена «змейкой» и дополнительно под капотом — гофрой. Крепление проводки внутри салона — к площадкам, в свою очередь, закрепленных на кузове винтами.
Акустическая проводка также защищена «змейкой» — тут, вроде бы, ничего особенного. Но хотелось порадовать итальянскую акустику, поэтому была внесена вот такая изюминка: маркировка кабелей выполнена в цвет флага Италии. Мелочь, а «тезисам», наверное, приятно.
Самое время переместиться в багажник. Я уже говорил: он достаточно просторный, так что не стесняйтесь, проходите 🙂.
Так вот, в багажнике по изначальной задумке хотелось повторить визуальную концепцию, которую вы уже могли видеть по результатам работы с фронтальной акустикой. Для начала в правом крыле был изготовлен корпус сабвуфера «стелс». Изготовление почти по классической технологии: стекломат, фанера. Почти по классической — потому что была применена изюминка. Для увеличения массы и улучшения демпфирования между слоями стекломата были вклеены квадратики уже знакомого нам материала StP Massa Bassa. Лицевая часть «стелса» была оформлена в общем стиле инсталляции и обтянута пластифицированной кожей и алькантарой.
Кстати, сабвуферный динамик выбран немного поперёк «итальянской» концепции, но выбор более чем осознанный — JL Audio 10TW3. Опыт общения с сабвуферами этой фирмы у меня обширный, в том числе на их родине — по ту сторону Атлантического Океана. В общем, Италия, конечно, хороша, но настоящей любви не изменяют. Тем более, что конкретно этот сабвуфер имеет «плоскую» конструкцию и не требует больших объемов оформления, что немаловажно: не зря я багажник своей машины называл достаточно просторным (до очень просторного всё же ему далековато).
В левом крыле разместился будущий источник системы — Audison Bit Play HD. Здесь картина та же: декоративная панель из фанеры, выполненная в зеркальной симметрии с декором сабвуфера. И сабвуфер, и плеер закрыты грилями, обтянутыми радиотканью (уже знакомое вам по фронтальной акустике решение).
С источником, надо признать, вышли небольшие танцы с бубном. BitPlay, конечно, даёт очень хороший сигнал (цифровой, не забываем) на выходе, но удобное управление этим плеером мне реализовать не удалось. Поэтому я пошёл по пути наименьшего сопротивления и начал использовать головное устройство Teyes CC3+ как основное. Teyes отдаёт не самую честную цифру (так тоже бывает), но легко управляется собственным тач-скрином и штатными кнопками на руле. Впрочем, к вопросу источника мы ещё вернемся.
И вот мы добрались до цифрового сердца (а также мозга) системы. Над нишей запасного колеса в багажнике разместились процессор Audison Bit One HD Virtuoso и два усилителя Audison Voce: пятиканальный AV 5.1K HD и двухканальный AV Due. Соответственно, пятиканальник — на СЧ, ВЧ и сабвуфер, а двухканальник — на мидбасы. Почему именно так? Тут стоит вспомнить про достаточность: во-первых, разумную, а во-вторых — вместительности багажника «опеля». Оставляю возможность того, что в космических дебрях великого и ужасного Hi-End набор из четырёхканальника, двухканальника и моноблока и стал бы лучшей связкой. Но я был уверен, что и выбранная мной парочка справится со своей задачей на «ура». Впрочем, забегая вперёд, скажу, что не ошибался.
Подключение осуществляется следующим образом: по оптике сигнал с источника приходит в процессор, а с процессора в цифровом же виде посредством LAN-кабелей отправляется на усилители. И только в усилителях, уже непосредственно перед каскадом усиления сигнал превращается в аналог. Про влияние LAN-кабелей на звук я рассуждать не хочу, но уверен, что в отличие от обычных аналоговых межблочных, комплектными можно обойтись без проблем. Так, собственно, я и поступил.
И вот настал момент первого включения. Первичная настройка была накидана на скорую руку, был расставлен весь нужный роутинг, установлены приблизительные срезы. На этом по техническим причинам пришлось и закончить (друзья, внимательно читайте мануал и не повторяйте эту ошибку: ни в коем случае «на лету» не отключайте зарядку ноутбука, с которого производите настройку процессора).
В таком, мягко говоря, не совсем подготовленном виде я приехал на свои первые соревнования по качеству звучания — АМТ-Евразия в Екатеринбурге. Первое место в классе «Профессионал» было скорее техническим — в мой класс больше никто не приехал, к сожалению. Однако, это опыт, а его тоже мало не бывает.
В следующий раз настройке удалось уделить побольше времени и копнуть поглубже. И тут выяснились не самые приятные моменты: например, среднечастотные динамики даже при достаточно низкой частоте ФВЧ не давали должной телесности. Неужели что-то не так с оформлением? Да нет же, проверяли, измеряли: и добротность в оформлении приличная и резонанс невысокий… Что же не так?
Впрочем, звук всё равно стал уже на порядок лучше предыдущей «недонастройки» — а значит еду получать дальнейший опыт. АМТ в Челябинске. Чёрт побери! И опять техническое первое — ну, так уже не интересно. Другой момент, что на этапе удалось пообщаться с представителем Audison, который указал на возможный корень проблемы: усилители работали в неоптимальном режиме. Была получена рекомендация перевести управление гейнами непосредственно на усилители (до этого пытались их настраивать прямиком из процессора). И — да, проделав эту нехитрую манипуляцию, и донастроив систему под эти новые обстоятельства, наконец стало понятно, на что были потрачены все труды! Систему уже не хотелось выключать совсем — только слушать, слушать и слушать. А тут и конкуренция подоспела: уже заслуженные кубки за первое место удалось впоследствии привезти домой с этапов АМТ в Кургане и Уфе. И это уже было приятно.
На носу был Финал АМТ, а один вопрос оставался незакрытым: я же обещал вернуться к источнику. Так вот, несколько экспериментов подтвердили то, что Teyes хоть и отдаёт «цифру», но делает это не совсем корректно. Да, для рядовых систем такого сигнала — за глаза, но мне хотелось большего. Поэтому было решено снять сигнал с USB-выхода Teyes и, переконвертировав его в S/PDIF при помощи платы Amanero, отправить на процессор. Разумеется, прирост в звучании был более чем ощутим: выросла детальность, звуковые образы на сцене стали более осязаемыми.
В такой конфигурации системы я и поехал на Финал АМТ, на котором я стал бронзовым призёром в классе «Профессионал». Значит, есть ещё куда стремиться, и надо просто продолжать движение вперёд, ведь стоять на месте — утомительно скучно. Но самое главное, что теперь и в сезон, и в межсезонье у меня есть возможность получать неимоверное удовольствие от звуков музыки в моей машине. И это греет мою душу. И не говорите больше, что цифра бездушна… Просто dig it!
P.S. За опыт и отличное настроение я благодарен своим друзьям!
Александру Эпштейну — сподвижнику этого проекта, без которого я б не осмелился даже на километр подойти ко всему этому 🙂.
Константину Неживенко — который от этапа к этапу оттачивал звучание системы, каждый раз воплощая всё новые и новые идеи.
Артёму Сазонову — за кропотливую работу с улучшением источника сигнала в моей системе.
И, конечно, компании «Чернов Аудио» — за полноценную поддержку и помощь в постройке проекта.
1 Comments
Миша
Крутякккк!