Две полосы или три? Приверженцы обеих концепций сходятся в словесных баталиях и на полях соревнований SQ, победитель не выявлен до сих пор. Новая акустика AMP устроит все противоборствующие стороны.
ДВА ПЛЮС ОДИН
Формально это два независимых изделия: двухполосный комплект AMP SUA-17.2 и диффузорный среднечастотник AMP MUA-8, который можно интегрировать в любую двухполосную систему. Но лучше — именно в эту, при таком слиянии количество переходит в качество — диалектика, однако!
Динамические головки предназначены для работы в системах с многополосным усилением, кроссоверами не комплектуются. Впрочем, для тех, кто знает толк в извращениях, в сопроводительной документации приведён не только полный набор параметров Тиля-Смолла, но и весьма полезные при расчёте пассивных кроссоверов индуктивности звуковых катушек.
Все головки несут фамильные черты акустики AMP, в конструкции применены неоднократно проверенные решения — здоровый консерватизм можно только приветствовать. Классика никогда не стареет.
КОНСТРУКЦИЯ
Начнём с двухполосного комплекта, «серединка» упакована отдельно.
Диффузоры НЧ-динамиков выполнены из целлюлозы со специальным связующим на основе диоксида кремния, что обеспечивает оптимальное сочетание жёсткости и демпфирования. Лицевая поверхность диффузора гладкая, тыльная — слегка шероховатая. Пылезащитный колпачок из мягкого полипропилена, звуковая катушка диаметром 30 мм. Широкий подвес обеспечивает большой линейный ход диффузора — а это звуковое давление на низких частотах
Несмотря на кажущуюся лёгкость литой корзины, четыре сдвоенные спицы гарантируют жёсткость. Вентилируемая магнитная система закрыта солидным кожухом, нажимные терминалы надёжно фиксируют кабель
Основные размеры мидбасовой головки стандартные, но посадочная глубина чуть больше обычной для этого типоразмера — магнитная система солидная. Проводники к звуковой катушке подшиты к центрирующей шайбе
Мягкий текстильный купол с пропиткой не склонен к паразитным колебаниям, а низкую частоту резонанса обеспечивает разгрузочная камера. Диаметр купола 25 мм, это отражено в названии модели. Сетка «лотусоподобная», размер ячеек уменьшается по мере приближения к центру — и это скажется на дисперсии сигнала, осевой лепесток направленности будет слегка придушен — но только слегка
Монтажная глубина нескромная, там же целая резонансная камера скрыта. Клеммы винтовые, под шестигранник. Фазовыравнивающих нахлобучек нет, так что с диаграммой направленности разберёмся отдельно
А теперь — горбатый! Я хотел сказать, среднечастотник. Он, конечно, не горбатый, но по сравнению с купольными «серединками» выглядит настоящим силачом. И способен на большее.
Чтобы охватить возможно более широкий диапазон частот (в этом весь смысл среднечастотного звена в трёхполосной акустике), диффузор должен быть лёгким и жёстким, а частота основного резонанса — возможно более низкой. И здесь только два основных фактора — форма и материал диффузора.
Подвес резиновый, неглубокий диффузор целлюлозный, пылезащитный колпачок — текстильный с пропиткой. Классика. Конструкция сетки — такая же, как у твитера, с переменной плотностью закрытия
Корзина литая из алюминиевого сплава, не звенит. Магнитная система закрыта таким же кожухом, как и у низкочастотной головки. Обратите внимание — выраженного посадочного диаметра здесь нет, можно ориентироваться «по рёбрам», под терминалы стоит сделать небольшой вырез
Монтажная глубина скромная, но фланец с сеткой наполовину увеличивает габарит. Терминалы с креплением под «лопаточки» надёжно закреплены
А теперь переходим к измерениям. Спойлер: будет интересно. Измерения проводились на комплексе Clio. Чувствительность и эквивалентный объём AMP SUA-17 определены методом добавочной массы, для MUA-8 применён метод дополнительного объёма (грузики к диффузору не пристроить). Чувствительность TUA-25 определена измерительным микрофоном при стандартной подводимой мощности 1 Вт на частоте 5 кГц.
Исчерпывающие данные, сопровождающие акустику, отличаются запредельной точностью: в акустических измерениях даже два знака после запятой — явный перебор, поскольку скорость звука константой не является. Но радует другое — почти идеальное совпадение заявки с действительностью, а имеющиеся отклонения — в пределах погрешности измерения. Смотрите сами:
ИЗМЕРЕНИЯ
Z-характеристика пищалки подтверждает наличие резонансной поглотительной камеры под куполом
Измеренные параметры практически не расходятся с заявкой:
SUA-17 | Заявка | Факт |
---|---|---|
dBSPL | 86,37 | 86,0 |
FS, Гц | 57 | 58,9 |
VAS, л | 10,8737 | 10,26 |
QTS | 0,582 | 0,70 |
QMS | 2,711 | 4,34 |
QES | 0,74 | 0,84 |
RE, Ом | 3,25 | 3,4 |
B•l, ТЛ•м | 5,304 | 5,12 |
MMS, г | 17,878 | 17,5 |
TUA-25 | Заявка | Факт |
dBSPL | 82,16 | 82,3 |
FS, Гц | 526,3 | 487 |
QTS | 1,021 | 1,16 |
QMS | 2,019 | 2,03 |
QES | 2,063 | 2,72 |
RE, Ом | 3,02 | 3,2 |
MMS, г | 0,506 | — |
MUA-8 | Заявка | Факт |
dBSPL | 82 | 81,5 |
FS, Гц | 140,9 | 142,1 |
VAS, л | 0,6048 | 0,6 |
QTS | 1,276 | 1,14 |
QMS | 5,075 | 3,95 |
QES | 1,705 | 1,60 |
RE, Ом | 3,07 | 3,2 |
B•l, ТЛ•м | 2,15 | — |
MMS, г | 2,9 | — |
АЧХ низкочастотника довольно гладкая вплоть до 2 кГц, с тенденцией к небольшому спаду с ростом частоты. Направленность всерьёз проявляется лишь выше 3 кГц, поэтому в двухполосном варианте стык полос надо делать на участке 2,5-3,5 кГц. В трёхплосном варианте частоту раздела нужно выбирать по условиям работы среднечастотника, об этом далее
Осевая АЧХ твитера — просто загляденье, угловые тоже пристойные. Несмотря на низкую частоту резонанса не следует брать частоту раздела ниже 2,5 кГц — возрастут искажения. Рекомендуется высокий порядок фильтра
АЧХ среднечастотника в наиболее значимой части диапазона 300 — 2 кГц достаточно гладкая, с небольшой неравномерностью. Частоту раздела с низкочастотной головкой стоит выбирать в диапазоне 400 — 500 Гц, ниже не стоит — вероятна перегрузка динамика и рост нелинейных искажений. Осевая АЧХ выше 4 кГц имеет небольшой подъём, но угловые спадают достаточно резко уже с 2 кГц, поэтому ориентация «на слушателя» крайне желательна. Частоту раздела с твитером нужно выбирать с учётом ориентации среднечастотника, лучше всего — после замера АЧХ в точке прослушивания
Теперь — про искажения. Отдельные графики приводить нет смысла, у всех компонентов искажения весьма и весьма низкие во всём диапазоне рабочих частот. Усреднённые по полосам часто значения такие:
Искажения при звуковом давлении 90 дБ (1 м)
100 — 300 Гц (НЧ) | 0,73% |
300 — 1000 Гц (СЧ) | 0,52% |
1 — 3 кГц (СЧ) | 0,21% |
3 — 10 кГц (ВЧ) | 0,19% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Случайно в кустах оказался «рояль» — четырёхканальный усилитель с развитым кроссовром, поэтому двухполосная конфигурация отслушивалась «как положено», в поканальном включении. Частота раздела была установлена «на упор», примерно 4 кГц (12 дБ/окт), поскольку в этой области настройка кроссовера уже довольно грубая.
Звучание хорошо сбалансировано, даже при отклонении от оси излучения — SUA-17 вполне можно устанавливать в дверь «на плоскость». Нижний бас мягкий, неназойливый — но хорошо прорисован. Средний и в особенности верхний бас уверенный и чёткий, усилитель отлично контролирует диффузор.
Пищалки TUA-25 вполне ожидаемо продемонстрировали не слишком широкую диаграмму направленности, наилучшее звучание получалось в зоне до 30 градусов от оси излучения. Вполне можно «нацелить» их не только на слушателя, но и в среднюю точку салона. С частотой раздела стоит аккуратно поэкспериментировать, чтобы устранить небольшой провал СЧ на стыке полос.
Среднечастотные головки прослушивались в гордом одиночестве в широкой полосе с ограничением НЧ. Частоту среза стоит выбирать сообразно рабочей громкости системы — при средней громкости допустимы и 200 Гц, но на повышенной громкости появляются хорошо заметные искажения и частоту раздела нужно поднимать до 400 — 500 Гц.
МЁД & ДЁГОТЬ
Теперь в арсенале AMP есть отличный комплект для систем Hi-Res Audio, причём комплект на любой вкус: хотите — две полосы, хотите — три. Недостатки — не обнаружены, всё сделано добротно и с душой. Впрочем, как всегда у Вахтина.
Звучание особенно рекомендуется поклонникам «натуральных» жанров, проработка инструментов и вокала — детальнейшая. Но и любители жёстких жанров не останутся в стороне, акустика получилась «всеядная», отзывчивая на любую хорошую музыку. Даже сабвуфер нужен далеко не на всех композициях, низкочастотный диапазон воспроизводится уверенно.
Проще всего охарактеризовать акустику широко известной в кругах автозвука аббревиатурой «ПП». Если вы не в курсе — спросить можно у Вахтина или Лысенко.
Цена вопроса:
AMP SUA-17.2: 28 900 руб.
AMP MUA-8: 14 900 руб.