Акустика калибра 6,5 дюймов (16,5 или даже 17 см, если округлять в бОльшую сторону) де-факто стала основной для большинства автомобилей именно благодаря удачному сочетанию всех характеристик, не только акустических. Меньше калибр — ниже мощность, меньше баса. Больше — а куда ставить? Да и широкополосность уже под вопросом.
Основной калибр
Модельный ряд акустики AMP в основном и составляют добротные комплекты калибра 6,5 дюймов, отвечающие строгим стандартам SQ. Познакомимся с двухполосной универсальной акустикой AMP SUD-17.2. Универсальной — потому что в модельном ряду АМР есть специализированные модели динамиков под конкретные марки и модели автомобилей.
КОНСТРУКЦИЯ
Диффузоры НЧ-динамиков выполнены из целлюлозы. Образующая криволинейная, это обеспечивает оптимальное сочетание жёсткости и демпфирования при относительно небольшой толщине и массе. Пылезащитный колпачок диаметром 45 мм тоже целлюлозный, вклеен он примерно на половине глубины диффузора — это тоже повышает жёсткость конструкции. Диаметр звуковой катушки 25 мм. Подвес обеспечивает достаточный линейный ход диффузора
Несмотря на кажущуюся лёгкость штампованной корзины, четыре широких лепестка гарантируют жёсткость даже без дополнительных элементов. Вентиляция осуществляется через перфорацию корзины под центрирующей шайбой. Терминалы под «лопаточки»
Основные размеры мидбасовой головки стандартные. Проводники к звуковой катушке подшиты к центрирующей шайбе с пятью кольцевыми гофрами
Диаметр купола пищалки 25 мм, шёлк с пропиткой. Фазовыравнивающих элементов здесь не предусмотрено, вероятно, направленность будет выражена. Посмотрим…
Пищалка закрепляется в своей обойме винтом. Выводы гибкими проводниками в силиконовой изоляции без терминалов — под винт или пайку
Габариты указаны с обоймой — без неё установить пищалку можно в штатное место, если таковое имеется в автомобиле
В комплект входят кроссоверы первого порядка — индуктивность без сердечника и ёмкость. С работой кроссоверов ознакомимся при измерениях. Исполнение без корпуса снижает стоимость комплекта, а в процессорной системе они не понадобятся
ИЗМЕРЕНИЯ
Номинальная мощность комплекта заявлена в 60 Вт, максимальная — 120 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 55 Гц — 20 кГц. Мощность мы проверять не будем, а остальные параметры проверим и сравним.
Пищалка сравнительно небольшой индуктивности и с почти постоянным импедансом — судя по всему, применено феррожидкостное демпфирование. Небольшие выпуклости на Z-характеристике НЧ динамика — это собственный резонанс пылезащитного колпачка на 900 Гц и «мелкий дребезг» диффузора на 6,3 кГц
НЧ | ВЧ | ||
---|---|---|---|
Заявка | Факт | ||
FS, Гц | 54 | 59 | 1365 |
VAS, л | 16,1 | 14 | — |
dBSPL | 89 | 89,4 | — |
RE, Ом | — | 3,6 | 3,5 |
QMS | 4,17 | 3,74 | 1,16 |
QES | 0,53 | 0,54 | 3,91 |
QTS | 0,47 | 0,47 | 0,89 |
Bl, Тл•м | — | 5,45 | — |
MMS, г | 13 | 11,9 | — |
По большинству параметров попадание «в яблочко». Подвижная система НЧ динамика оказалась легче, поэтому частота резонанса немного повысилась. Но в процессе работы она придёт в норму.
Индуктивность НЧ не компенсируется, поэтому ФНЧ выполняет в больше степени роль корректора, а не фильтра — как мы убедимся дальше, на частотах выше 2 кГц отдача динамика спадает естественным образом и без кроссовера
АЧХ динамика НЧ вполне типична для качественных моделей этого калибра — гладкая до 2 кГц, дальше начинаются танцы. Впрочем, настоящий обвал начинается выше 6-7 кГц
На частотах выше 3 кГц направленность ВЧ выражена слабо, на прямом излучении есть тенденция к подъёму выше 10 кГц. При установке рекомендуется частота раздела не ниже 3,5 кГц. При работе с кроссовером ёмкость образует контур с индуктивностью звуковой катушки, и возникает небольшой горбик на 6 кГц. Заодно формируется и крутой спад АЧХ вблизи частоты среза, характеристика фильтра приближается ко второму порядку
Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), %
100 — 300 Гц | 0,77 |
300 — 1000 Гц | 0,41 |
1 — 3 кГц | 0,32 |
3 — 10 кГц | 0,12 |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Прослушивание велось с комплектным кроссовером. Звучание хорошо сбалансировано, даже при отклонении от оси излучения — динамики вполне можно устанавливать в дверь «на плоскость». Удачный диффузор способствует отличной прорисовке среднечастотного диапазона: детально, с ровным тональным балансом. Этот участок удался на славу — вокал, духовые и смычковые инструменты, гитара звучат абсолютно натурально. Кстати, включение НЧ динамика в полной полосе немного изменило звучание — чуть ярче стала верхняя середина, зато чётче стал бас, усилителю было легче контролировать диффузор. Нижний бас обозначен пунктиром, средний и в особенности верхний бас уверенный и чёткий.
Пищалки вполне ожидаемо продемонстрировали не слишком широкую диаграмму направленности, наилучшее звучание получалось в зоне до 30 градусов от оси излучения. Вполне можно применить не только «прямую наводку» на слушателя, но и в середину салона.
МЁД & ДЁГОТЬ
Комплект отличается исключительно сбалансированным звучанием даже в варианте с пассивными кроссоверами, но полностью раскроет свои возможности только в «поканалке». В любом случае требуется поддержка сабвуфера, невысокая полная добротность даёт ранний спад отдачи на низких частотах. Хотя, при современном развитии частотной коррекции в процессорах, можно подтянуть и этот участок.
Звучание особенно рекомендуется поклонникам «натуральных» жанров, проработка инструментов и вокала — детальнейшая. Но и любители жёстких жанров не останутся в стороне, акустика получилась «всеядная», отзывчивая на любую хорошую музыку.
К условному минусу можно отнести отсутствие терминалов на пищалке и кроссоверах, но при профессиональной установке они вряд ли потребуются.
Цена вопроса: 11 900 руб.
A PROPOS
Тест компонентной акустики AMP SUC-17.2
Тест универсальной акустики AMP
Компонентная акустика AMP SUB17-2