Автомобильная мультимедийная система УРАЛ АМС ШТОРМ 102 на операционной системе Android 12 — это универсальное устройство формата 2DIN, которое обеспечивает работу с предустановленным навигационным программным обеспечением, беспроводной CarPlay и Android Auto, выход в интернет в сотовой сети 4G/LTE. Предусмотрено подключение трёх камер: фронтальной, тыловой и панорамных камер кругового обзора 360°. Не забыты и стандартные функции — воспроизведение медиафайлов с флеш-накопителей и смартфона, приём радиостанций в диапазонах FM/АМ и вход AV для внешних источников сигнала.
Мультимедийные головные устройства на ОС Android вошли в нашу жизнь несколько лет назад и серьёзно потеснили другие конструкции. Наступила эпоха не аппаратных, а программных решений, изобретать для каждой новой функции отдельный модуль и специализированные микросхемы уже нет необходимости — практически все функции реализуются программно с минимальной периферией. В сущности, это уже не «магнитолка», а планшет, дополненный хорошей звуковой секцией. Габариты при этом в разы меньше, чем у традиционного головного устройства — в данном случае 250x146x50 мм.
УРАЛ АМС ШТОРМ 102 — старшая модель линейки. В ней установлен сенсорный дисплей с диагональю 10,1” (256,5 мм) и разрешением 1280 х 720 пикселей, четырёхядерный процессор AC8257, оперативная память 4 ГБ, встроенная память 64 ГБ. В Установлен модуль Wi-Fi 2.4GHz/6G 802.11 a/b/g/n/ac, приёмник GPS и выносной слот для подключения SIM карты. Два порта USB вынесены на проводах, это позволяет установить их в удобном месте и не отнимает место на передней панели.
Аудиотракт работает в формате 4.1 (фронт, тыл и сабвуфер), оснащён 14-полосным эквалайзером с регулируемой добротностью, регулируемыми фильтрами, задержками. Встроенный усилитель мощности выполнен на микросхеме TDA7851. Её максимальная выходная мощность по техдокументации 4 х 72 Вт, но это при максимальном напряжении питания и нагрузке 2 Ом. Реальные характеристики мощности на нагрузке 4 Ом, как наиболее типичной для автомобиля, представлены в разделе «Измерения».
Вся коммутация на задней панели осуществляется через переходники, входящие в комплект. Это питание, акустика, два USB порта, AV вход, видеовходы для подключения камер заднего входа, фронтальной камеры и панорамной камеры кругового обзора 360°, внешний микрофон. Кроме того, предусмотрено подключение к шине CAN, откуда считывается информация о скорости и других параметрах автомобиля. Вентилятор подключается к отводу кабеля питания, он управляется программно.
Выносной микрофон, две сотовые антенны для разнесённого приёма, слот для сим-карты и все кабели входят в комплект
ИНТЕРФЕЙС
Интуитивно понятен любому человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с современными гаджетами.
На основном экране отображаются выбранные в настройках обои и основные приложения
Полный набор приложений — на дополнительных экранах, работа с ними — как на планшете
Звуковые настройки представлены в полном объёме — эквалайзер, фильтры, задержки.
Уровень всех каналов регулируется независимо с возможностью синхронизации, и инверсии сигнала. Любой канал в процессе настройки можно отключить
Эквалайзер графический, подробности в разделе «Измерения»
Для фильтров предусмотрен ряд настроек, подробности — в разделе «Измерения»
Управление тонкомпенсацией и объёмным звучанием вынесено на отдельный экран
Задержки можно устанавливать в сантиметрах и миллисекундах. Сабвуфер принят за отправную точку, все задержки отсчитываются от него
Работой вентилятора охлаждения можно управлять
ИЗМЕРЕНИЯ
Эквалайзер 14-полосный, полупараметрический — частоты коррекции заданы жёстко, стандартная октавная сетка. Но можно регулировать добротности каждой полосы, это большой плюс по сравнению с обычным графическим эквалайзером — там для того же эффекта приходится увеличивать число полос, половина из которых оказывается не у дел. Эквалайзер оснащён богато: три пользовательских настройки и девять фиксированных. На следующем графике они сгруппированы произвольно, в основном в порядке подобия. Названия пресетов не стоит воспринимать буквально — например, к новостям больше подходит вариант «поп», а «рок» и «джаз» отличаются лишь в деталях. Но глубина коррекции практически во всех вариантах небольшая, изменения тембра деликатные.
Неожиданным сюрпризом стала организация фильтров кроссовера. Они второго порядка, но с изменяемой добротностью. В современной аппаратуре такое решение мне встречается впервые, на память приходят только ФВЧ весьма недешёвых усилителей Lanzar Opti Drive четвертьвековой давности.
Если в двух словах, то увеличение добротности фильтра повышает крутизну спада АЧХ вблизи частоты среза (где это особенно необходимо), а на АЧХ появляется горбик, которым можно скорректировать падение отдачи низкодобротных динамиков «повышенной басовитости». Впрочем, смотрите сами:
В меню изменение добротности почему-то связали с порядком фильтра — спишем на сложности перевода
Усилитель порадовал мощностью: 18 «честных» ватт при нелинейных искажениях 1%, против обычных для штатных усилителей 12-13 Вт. Максимальная мощность 22 Вт при 10% гармоник, тут с законом Ома уже не поспоришь. До 12 Вт искажения порядка 0,1%, причём минимальны они при средней мощности, что на слух воспринимается положительно.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Поддерживаются USB накопители с файловой системой exFAT, FAT32, NTFS. Заявленные форматы аудиофайлов МР3, APE, AAC, WAV, FLAC, видеофайлов — H264, MP4, AVI, MKV, FLV воспроизводились без осложнений. Видео с разрешением выше 1280 х 720 воспроизводится нормально, не тормозит.
Bluetooth 5.0 работает с профилями HFP, HSP, A2DP, AVRCP. Громкая связь адекватная, качество передачи музыки высокое — заявлен диапазон воспроизводимых частот 20 Гц — 20 кГц по уровню -3 дБ с отношением сигнал/шум не менее 70 дБ. С этим всё тоже в порядке.
Поддержка Android Auto и CarPlay осуществляется через предустановленное приложение Zlink. Сначала нужно установить соединение телефона с головным устройством. Для Android Auto устанавливается беспроводное соединение по каналу Bluetooth, для CarPlay возможно беспроводное или USB подключение, в зависимости от модели iPhone. А дальше функциями телефона можно управлять с экрана головного устройства. Весьма удобная функция, в головном устройстве не всё можно предусмотреть.
Качество звучания со встроенным усилителем очень приличное, но возможности настройки устроят даже искушённых пользователей. Помимо классической конфигурации «фронт-тыл-саб» можно организовать и двухполосное усиление на фронте, по схеме 2 или 2,5 полосы — пределы перестройки фильтров позволяют.
Осталось упомянуть только навигационный модуль — он достоин похвалы, геолокация сработала даже в недрах здания (что вообще-то делать не обязана). Остальные проверки (например, камеры и CAN шина) уже требуют подключения в автомобиле.
МЁД И ДЁГОТЬ
Хорошо оснащённый мультимедийный аппарат с довольно подвинутым звуковым трактом и хорошей картинкой. Достойное качество звучания, все необходимые регулировки. Высокая надёжность сотовой связи благодаря двум разнесённым антеннам, хорошее удержание спутников.
Придраться можно только к некоторым терминам меню — но в последующих партиях это обещали исправить. Приложений много, а привести к общему знаменателю программистов из разных организаций — это та ещё задачка…
Цена вопроса (на момент публикации): 19 990 руб.